На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новости науки

6 944 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Зонов
    Прошло почти 7 лет. Где эти мобильные АЭС? "Пандемия" коронавируса и проведение СВО на Украине - не при чём. Даже есл...Минобороны РФ к 2...
  • zhanna
    Шизофрения-это вирусная болезнь и она поражает  ядра черепно мозговых нервов: двигательное ядро тройничного нерва,осн...Наука предлагает ...
  • Болтун Безродный
    Физика вещь не изученная в полной мереКуда исчезают тур...

Математика изобличена как расистская наука

Числовое неравенство: американским школьникам расскажут о расизме в математике

 

Под безжалостный каток политкорректности уже попало немало научных дисциплин, от юриспруденции до биологии. Теперь очередь дошла и до математики: управление школьного округа Сиэтла (штат Вашингтон) предписало отныне объяснять учащимся алгебру и геометрию в рамках «курса этнических исследований». Математика изобличена как расистская наука, к которой необходим строгий подход, исключающий неверное понимание. Как дисциплина, оперирующая строгими абстракциями, попала в число расистских теорий — разбирались «Известия».

Африканские математики

Попытки разоблачить математику как «расистскую лженауку» начались не вчера: еще в 2017 году профессор Университета Иллинойса Рочель Гутьеррес опубликовала в сборнике с невинным названием «Вспомогательные материалы для академической практики преподавания математики» статью, в которой указывала на недопустимость старомодного подхода преподавания этой дисциплины. «На многих уровнях математика сама по себе проявляется как прерогатива белых (в оригинале использован труднопереводимый неологизм Whiteness, букв. «белизна». — «Известия»). Те, кому ставится в заслугу развитие математики, кто способен к математике и кто рассматривается как часть математического сообщества, как правило, считаются белыми», — негодовала профессор.

школа урок математики

Фото: Global Look Press/Florian Kopp

С этими утверждениями, впрочем, трудно поспорить. Пифагор и Евклид не были африканцами — и, кстати, наиболее последовательные сторонники «антирасистского подхода» подчеркивают, что такие знаменитые математики, как китаец Чжень Шэньшэнь или индиец Шрирем Шанкар Абхянкар, «не считаются». Более того, популярное мнение, что «азиаты хорошо умеют считать», тоже объявляется вредным предрассудком. Проблема видится, строго говоря, в одном: где математики афроамериканского происхождения?

Здесь начинаются не совсем приятные открытия. По подсчетам New York Times, в 50 ведущих вузах США работают на штатной основе 1769 преподавателей математики с учеными степенями. Афроамериканцев среди них — 13, или 0,7% (для сравнения: доля афроамериканцев в общем населении страны — 13%). Разумеется, такой дисбаланс авторы New York Times объясняют исключительно расистскими предрассудками, тяготеющими над академической средой. Но, возможно, дело не только в них, но и, как ни парадоксально, в процветающей в Штатах «позитивной дискриминации», когда темнокожим учащимся почти открыто «натягивают» баллы. Математика подобного не любит — и то, что проходит у гуманитариев, в случае с точными науками просто не срабатывает. Положения доктрины Монро и текст Билля о правах допускают разные толкования, но дважды два будет равно четырем при любом политическом режиме — и для человека с любым цветом кожи и любой сексуальной ориентацией.

Формулы подождут

Собственно говоря, в том же Сиэтле учить собираются, похоже, чему угодно, но не формулам и уравнениям. Начинать предлагается с объяснения, что «теория и прикладное использование математики укоренены в древней истории цветных народов и империй» (выделено в оригинале. — «Известия»). Учащиеся должны научиться излагать «контрнарратив о происхождении математического знания» — то есть, надо понимать, уверенно опровергать расистские басни о всякого рода Евклидах и Эйлерах.

На последующих уроках будут рассказывать об «апроприации древнего математического западной наукой», которая «стирает исторический вклад цветных людей и сообществ» в свое развитие. Ближе к концу курса учащийся должен знать, как использовать математику для «сопротивления и освобождения», и уметь рассказать об «использовании математики для практики угнетения». Больше напоминает брошюру какого-нибудь левацкого движения, нежели учебную программу.

урок математики

Фото: Global Look Press/ Simon Belcher

Впрочем, апологеты «новой математики» указывают на то, что в курсе предусмотрено в дальнейшем достаточно тем, которые помогут школьникам во взрослой жизни. Менеджер по программам «этнических исследований» округа Трейси Кастро-Гилл приводит такой пример из практической программы: «вычислить зависимость между весом изъятого наркотического вещества и потенциальным тюремным сроком». «Мы нигде не говорим, что математика — расистская наука, — подчеркивает Кастро-Гилл. — Мы лишь объясняем, как ее используют в качестве средства угнетения. Мы должны учитывать, что сегодня большинство наших учащихся — не белые». Меж тем, по официальной статистике, в прошлом году в школьном округе Сиэтла лишь 72,9% «цветных» учащихся сумели завершить среднее образование (у белых результат — 87,9). Что-то подсказывает, что и с новой программой школьники в массе своей вряд ли пойдут на факультеты высшей математики.

Правдивая ложь

В списке тем, предлагаемых сиэтлским школьникам, есть и такая: «Как власть и угнетение проявляются в нашем математическом опыте?». Тут, однако, прогрессивные педагоги попали в точку — хотя трудно сказать, каким образом с этими проявлениями предлагается бороться. Математик Кэти О’Нил в 2016 году выпустила книгу «Оружие математического уничтожения» (Weapons Of Math Destruction), в которой довольно убедительно показала, как «большие данные» и статистический анализ объективно действуют как орудия социального расслоения и дискриминации.

В условиях США эта дискриминация неизбежно приобретает расовую окраску: медианный доход негритянского домохозяйства в стране на треть меньше, чем у белых американцев, а зарплата афроамериканца за тот же труд на 13% меньше. Ко всему этому 35% трудоспособных чернокожих мужчин не имеют работы, 8% — по причине содержания в местах лишения свободы (для белых этот показатель соответственно 17 и 1,5). Причины такого неравенства разнообразны, но О’Нил рассматривает, так сказать, техническую сторону.

типография  работа  афроамериканец

Фото: Global Look Press/Heiner Heine

Сильно упрощая, «большие данные», сбором которых сегодня усиленно занимаются и крупные корпорации, и правительства, позволяют составить статистический портрет практически любого человека. А дальше словами самой О’Нил: «Вам отказали в работе после прохождения личностного теста? Алгоритм сказал, что вы не подойдете. Установили больший процент по займу? Что же, жители вашего района статистически чаще становятся неплательщиками. Вам дали слишком суровый тюремный срок: вот какое дело: у вас ведь и родственники привлекались, что означает риск рецидива и у вас. Спойлер: людям на «другом конце провода» ничего этого, конечно, не объясняют».

Ситуация с «большими данными» и их влиянием на социальный статус, конечно, не сугубо американская и даже не строго «капиталистическая» — китайская система «социальных рейтингов» тому пример. Отказаться от сбора и обработки информации в условиях современного мира практически невозможно — остается, очевидно, лишь разоблачать заблуждения о белых математиках. Или, подобно американской активистке и члену палаты представителей Александре Окасио-Кортес, делать громкие заявления о «расистских алгоритмах» — тоже, кстати, в системах обработки «больших данных» для распознавания лиц.

Обиженные и оскорбленные

Впрочем, пределов совершенству в борьбе за равные права в математической науке, похоже, нет. Учительница математики из Миннеаполиса Энни Перкинс составила постоянно пополняемый список «математиков с угнетенной идентичностью», бодро озаглавленный «Математики — это не только белые чуваки». С точки зрения педагога, идентичность угнетена была, среди прочих, у изобретателя самого термина «алгебра» Аль-Хорезми (как у мужчины азиатского происхождения), у индийского гения-самоучки Сринивасы Рамануджана Айенгора (по тем же причинам) и у Софьи Ковалевской (как у женщины, к тому же из дикой России).

123

Фото: kpfu.ru

Аль-Хорезми

«Авторка» списка приносит извинения читателям за употребление столь архаичных терминов, как «мужчина» и «женщина», пояснив, что это сделано лишь для удобства изучения. Однако при всем старании мисс Перкинс сумела отыскать лишь одного математика-трансгендера, что явно никуда не годится.

Можно смело предположить, что борьба за увеличение числа трансгендерных, полиаморных и небинарносексуальных математиков станет следующим трендом борьбы за равные права в американском академическом сообществе.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх